Согласно многочисленным опросам врачей общей практики двое из пяти пациентов имеют то или иное ментальное расстройство.
В этой статье вместе с врачом-психиатром Алиной Абзалиевой разбираемся, как корректно направить пациента за психологической или психиатрической помощью.
Алина
врач-психиатр
«Сложность, которая возникает у врачей многих специальностей: пациент осмотрен, «залечен», обследован с ног до головы, а динамики ноль...и тут закрадывается мысль «так это же психиатрия!».
В таком случае в голове всплывает множество вопросов: И как сказать? А вдруг пациент обидится? А не пошлют ли сейчас меня куда подальше?
И правда, вопрос психического здоровья очень уязвимая тема и для пациента, и для врача.»
Как сделать так, чтобы пациент все-таки получил необходимую помощь, а не потерянно бродил по системе здравоохранения с кучей анализов, исследований и бесконечных консультаций и узких специалистов?
1
Отправить к психиатру ≠ признать человека психом
Для начала необходимо разобраться с собственной стигмой. А дальше разбираться со стигмой пациента. Задача любого врача: оказание помощи пациенту.
Отправить к психиатру = помочь решить проблему
2
Рассказать пациенту, как и почему вы пришли к такому выводу.
Суммируйте картину: что сделано и какие уже есть результаты
Проинформируйте
«...такие симптомы зуда, как у вас, могут быть связаны с работой психики, и помочь улучшить состояние, возможно, сможет врач-психиатр...»
3
Лайфхак: скажите пациенту, что вам как лечащему врачу нужна помощь ваших коллег – непосредственно врача-психиатра
Не бойтесь говорить о том, что это не пациенту надело, а ВАМ для лучшего понимания картины заболевания.
«Виктория, я не совсем компетентен в вопросах устройства психики и мне необходима консультация психиатра...»
Тем самым вы покажете вашу личную заинтересованность в выздоровлении пациента.
4
Напомнить пациенту, что вы оба преследуете одну цель: решить проблему, вылечить, улучшить качество жизни
5
Важно не оставить пациента одного в этот момент.
Спросите обратную связь, понимают ли вас, есть ли какие-то вопросы. Человек может быть в этот момент напуган, обижен, расстроен, раздражен – будьте готовы встретиться с разной реакцией
И это история не про вас. У пациента есть миллион вариантов, почему он так реагирует. Не обесценивайте его реакцию – простая фраза: «я понимаю, что вы боитесь» – позволит продолжить диалог.
Понимая это, вы сами останетесь спокойны и сможете ответить на волнующие пациента вопросы
6
Приведите примеры из практики.
Расскажите, что уже сталкивались с таким и укажите на удачный исход этого случая. Дайте надежду, что именно так можно избавиться от беспокоящих симптомов
«Напоминаю: это НОРМАЛЬНО обращаться к психиатрам. Мы не звери, мы такие же врачи, которые хотят помочь пациенту жить полной жизнью»
Алина
врач-психиатр
30 НОЯБРЯ / 2021
Автор: Алина Абзалиева
Вам понравилась эта статья?
0
Хотите стать нашим автором и рассказать свою историю? Отправляйте заявку на почту.