«Доктор, скажите ей!»
Статья о трехсторонней консультации в практике врача
Что делать, если от вас ждут понимания и помощи сразу несколько человек:
пациент и его родственник(-и),
между которыми чувствуются разногласия,
да и в целом, их взгляды на болезнь, лечение и распределение наследства резко отличаются?

В данной статье рассказываем, как избежать массовой потасовки, услышать каждую сторону, потратив минимум сил и нервов для получения важной информации.
Начало консультации
  • 1
    Приветствуем, узнаем, как зовут каждого участника консультации
  • 2
    Уточняем, кто пациент, а кто сопровождающий, кем друг другу приходятся
  • 3
    Оцениваем эмоциональное состояние. Это поможет избежать неловкости и решить, кому сейчас лучше дать первое слово
Сбор информации

Ведём консультацию, проявляем инициативу:


«Сейчас я попрошу по очереди рассказать о том, что Вас привело ко мне, начнём с Марины Васильевны (пациент), а потом вы, Геннадий Ильич, мне важно услышать всех»

Этот приём мы используем на протяжении всей консультации.


Во-первых, оба участника понимают, что их выслушают.
Во-вторых, это их организует.
В-третьих, это даст им возможность прислушаться к мнению родственника, близкого человека и действовать сообща, не противореча друг другу.

Обобщаем

Важно использовать обобщение после рассказа каждого участника консультации, плавно переходя от пациента к сопровождающему.

«Марина Васильевна, я услышала, что Вас беспокоят головные боли, они появились около месяца назад из-за этого Вы реже видитесь с внуками, давайте выслушаем позицию вашего мужа. Геннадий Ильич,
поделитесь, как Вы видите эту ситуацию»


Обобщение + принятие
Используем этот метод, когда оба участника высказали свою позицию:


«Марина Васильевна, я услышала, что вы беспокоитесь о том, что на фоне головных болей у Вас нет возможности достаточно времени уделять внукам и помогать мужу. Геннадий Ильич, а Вы беспокоитесь за здоровье супруги и совершенно не злитесь на неё за то, что она по понятным причинам реже приходит к Вам на помощь с кабачками, я понимаю и принимаю Ваши страхи, давайте посмотрим как мы можем это решить»

Плюсы этого метода в том, что каждый из пришедших услышит позицию другого. А если третий человек (в данном случае это врач) принимает обе позиции, то и участники консультации скорее согласятся друг с другом.

Выделяем схожее
Например, Марина Васильевна поделилась тем, что головные боли могут оказаться симптомом опухоли, а так же мешают ей помогать Геннадию Ильичу в огороде. Геннадий Ильич поделился беспокойством о здоровье жены.

Пример вашего ответа:


«Я услышал(а) что Вы оба обеспокоены. Причиной этому головные боли Марины Васильевны, давайте обсудим, какие исследования мы можем сделать для того, чтобы исключить опухоль, и, надеюсь, что в скором времени Марина Васильевна сможет вновь вернутся к помидорам в теплицу»


Осмотр

Уточняем, каким образом он должен проходить, чтобы обеим сторонам было комфортно.



Например, пациентка стесняется при муже, тогда нужно организовать отдельный кабинет, ширму или вежливо попросить сопровождающего подождать пару минут за дверью.


Планирование

Вовлекаем в принятие решения обе стороны.


Конечно, основную ответственность за себя должен взять сам пациент.
Однако на нас – объяснение всех вариантов диагностики/лечения получение мнения всех участников. Это позволит нам наладить доверительные отношения с каждым из пришедших, они почувствуют что их мнение важно для нас, а так же услышать мнение друг друга.

Завершение консультации

Важно ещё раз резюмировать к чему пришли все три стороны.


Необходимо уточнить, остались ли вопросы у каждого из участников консультации. При планировании следующей встречи/дня госпитализации уточняем, насколько обеим сторонам удобен данный вариант.


Например, Марину Васильевну возит муж и она сама не сможет добраться, мы предложили время пациенту, не уточнили у Геннадия Ильича и получилось,
что Марина Васильевна не явилась на приём, просто потому что физически
не смогла этого сделать.

Групповые консультации – одни из самых сложных, надеемся, наша статья поможет вам сделать их проще и понятнее.

26 ДЕКАБРЯ / 2021
Вам понравилась эта статья?
Хотите стать нашим автором и рассказать свою историю?
Отправляйте заявку на почту.

E-mail: hello@vrachigovoryat.ru
Telegram: @anibelaya

Соцсети: Instagram | Telegram

© Врачи Говорят, 2022.