«Милок, устала я...» или особенности общения с пожилыми людьми

Рассказываем, на что обратить внимание на приеме с пожилым пациентом
Из-за повышающегося уровня жизни и качества медицины количество пожилых людей растет и по разным оценкам в течение 10 лет достигнет 35-45% взрослого населения.

Людей категории 65+ становится все больше.

Общение с ними имеет ряд особенностей, и вот Тамара Васильевна (Т.В.), 1939 года рождения входит с талончиком в ваш кабинет.

Как правильно построить прием в такой ситуации, расскажем в данной статье.
Учитываем физические особенности
Скорее всего у Тамары Васильевны уже есть сопутствующие хронические заболевания: нарушение зрения/слуха/координации и т.д.

Говорим четко, медленно, периодически уточняем, были ли мы услышаны и поняты: «Мне бы очень хотелось, чтобы вы меня поняли. Нужно ещё что-то уточнить?»

Помогаем присесть на стул, помочь с пакетами и телегой, если это необходимо: «Вам нужна помощь?», «Давайте я Вам помогу»


Используем подручные средства, если, например, снижен слух, то активнее жестикулируем и уточняем, будет ли комфортно, если мы напишем на листе бумаги осн
Допускаем потребность в жалобах
За непростую и долгую жизнь болезней и жалоб у пациентки накопилось много и рассказать о них хочется, при этом держим в голове и не забываем: характер и число проблем не обязательно указывают на то или иное состояние Тамары Васильевны. Не все проблемы важны прямо сейчас, не все проблемы требуют помощи.
Даем больше времени
Всем нам важно быть услышанными, а Тамаре Васильевне, в силу возможного одиночества, особенно.

Существует правило «золотой минуты», чтобы пациент без наших уточнений рассказал о своей причине обращения. Однако Т.В., вероятно, будет дольше вспоминать детали, медленнее говорить – поэтому важно не загонять её в эти рамки. Ничего страшного, если понадобится не одна, а две-три минуты, наберитесь терпения.

Если рассказ затянулся или, как вам кажется, отошел от повестки, то направляем: «Тамара Васильевна, мне хочется Вас дослушать, но боюсь, что нам не хватит времени, давайте вернёмся к боли в лопатке, про которую вы сказали, если останется время, мы обязательно вернёмся к вопросам ЖКХ,
они правда задрали цены»
Объясняем «банальные» вещи
Пожилые люди могут не знать, или забыть, зачем нужен отоскоп, фонендоскоп и прочие блестящие медицинские агрегаты:

«Сейчас я хочу послушать ваше сердце и лёгкие, для этого нам нужно поднять свитер, это не больно и безопасно»

«Мне нужно посмотреть уши специальным прибором, и разобраться с резким ухудшением слуха, возможно, может быть неприятно или щекотно»
И еще раз о терпении – ловим дзен
Необходимо подождать, когда Т.В. вспомнит деталь,которая для нас важна или выполнит действие.

> Помогите, если того требует ситуация.

> В случае рассеянности повторите столько раз, сколько нужно
(в таких ситуациях вспоминайте себя, отчаянно ищущего телефон, по которому говорите)

> Сообщайте информацию чуть громче, отчетливее и короткими фразами, проверяя обратную связь и понимание
Учитываем ментальный статус
У Т.В. может быть снижение памяти, важно помнить, что мы хвалим за выполненное действие, а не ругаем за невыполненное.


Если она забыла выпить одну таблетку, но три других приняла,
то делаем акцент на выполненном действии, подчеркиваем важность невыполненного и оптимизируем лечение, если это возможно, например:

«Очень хорошо, что вы пьете таблетки и сами отмечаете улучшение самочувствия. Вы забыли про эту, но я верю, что в следующий раз нам удастся принять все препараты. Я перенесу ее на утро, чтобы Вам было удобнее»

Вы их слушаете и слышите.

Вы готовы помочь, принять их мнение о лечении и его уважать.


Здорово, если Тамара Васильевна и другие бабушки и дедушки на вашем приеме почувствуют, что они нужны, важны и интересны.


25 НОЯБРЯ / 2021 Г.
Вам понравилась эта статья?
Читайте другие наши статьи
Разбираемся, что такое патернализм. Всегда ли эффективен данный подход в настоящее время, когда любой гражданин может найти у себя симптомы чего угодно? Большой вопрос. В статье мы разбираем все "за" и "против".
Статья про адекватную обратную связь пациентом и навык принятия. Что такое навык принятия, как научиться им пользоваться и какие ошибки, связанные с принятием, чаще всего допускает врач в работе с пациентом.
Как общаться в сети чтобы избежать конфликтов, недопониманий и минимизировать риск неожиданных шокирующих фотографий с покраснением (в лучшем случае) рассказываем в этой статье.
Блог о коммуникации в медицинской сфере

Врачи Говорят в Telegram

• всё про коммуникацию с пациентом
• создаём доверительные отношения
• реальные случаи из практики
• профилактика выгорания
Блог о коммуникации в медицинской сфере
Врачи Говорят в Telegram
• всё про коммуникацию с пациентом
• создаём доверительные отношения
• реальные случаи из практики
• профилактика выгорания

ЗАПИШИСЬ НА ДИАГНОСТИКУ ОБЩЕНИЯ

Хотите бесплатную диагностику общения для вас или ваших сотрудников?
Заполняйте заявку и мы свяжемся с вами в удобном формате!
Внесите свои данные в форму ниже ↓
МЕССЕНДЖЕР ДЛЯ СВЯЗИ