социальный опрос

Важно ли развивать навыки общения с пациентом?

Недавно, в рамках проекта «Врачи Говорят», мы провели важный опрос среди наших коллег – врачей, фельдшеров, медсестёр/медбратьев, студентов медицинских вузов.
Мы хотели выяснить, необходимо ли медикам повышать эффективность коммуникации с пациентами, изучать и улучшать навыки общения.

Результаты опроса помогли нам ответить на этот и другие вопросы, а также лучше понять запросы медицинского сообщества. Все результаты исследования представлены на этой странице.

ВЫБОРКА
Всего было опрошено 418 человек. Опрос проводился при помощи сервиса Google Forms для получения наиболее репрезентативных данных.
ВЫБОРКА
Всего было опрошено 418 человек. Опрос проводился при помощи сервиса Google Forms для получения наиболее репрезентативных данных.
ЖЕНЩИНЫ
85,6 %
МУЖЧИНЫ
14,4 %
Должности
Место работы
✽ Поликлиника – 42,1 %
✽ Больница – 37,1 %
✽ Совмещаю – 11 %
✽ Частная клиника – 1,9%
✽ Скорая помощь — 1%
✽ Другое ЛПУ — 6,9%
В опросе участвовали представители медицинской сферы с разным опытом работы. Самой многочисленной является группа со стажем 2-5 лет, остальные группы распределены следующим образом:

✦ 0-1 год — 59 чел.
✦ 2-5 лет — 117 чел.
✦ 6-10 лет — 89 чел.
✦ 11-15 лет — 61 чел.
✦ >16 лет — 59 чел.
Стаж работы
Главный вопрос: Необходимо ли медикам повышать эффективность коммуникации с пациентами, изучать навыки общения и улучшать их?
Главный вопрос: Необходимо ли медикам повышать эффективность коммуникации с пациентами, изучать навыки общения и улучшать их?
При этом 92,1% респондентов хотят улучшить навыки своего общения с пациентами, что говорит о необходимости образования в области коммуникаций.
31,3% — обучались этому важному навыку.
Большинство опрошенных (68,7%) никто не учил общаться с пациентами.
Практически все опрошенные (97,6%) считают, что возможно научиться эффективно общаться с пациентом.

Ключевые вопросы

Как бороться с выгоранием? (69,4%)

Как научиться сообщать плохие новости? (56%)

Как снизить число конфликтов? (48,8%)

Как общаться с родственниками пациента? (40,2%)

Как правильно обосновать
свою позицию? (55,7%)

Как повысить комплаенс?
(49,3%)

Как сформировать безоценочное принятие? (34,2%)

Как развить навык слушания пациента? (17%)

При этом у 15 респондентов не возникает трудностей и вопросов в коммуникации с пациентом.
3,6%
Топ-3 актуальных вопроса
Обоснование своей позиции в диалоге
Сообщение плохих новостей
Выгорание и способы борьбы с ним
Раз в месяц
Раз в неделю
Раз в день
Не бывает конфликтов
Раз в год
На вопрос о том, возникают ли у респондентов конфликты с пациентами и как часто это происходит мы получили следующие ответы (см. график).
БЫВАЮТ ЛИ У ВАС КОНФЛИКТЫ?

По каким вопросам чаще всего возникают конфликтные ситуации:

Нежелание лечиться – 260 чел – 62,2 %
Повышенная эмоциональность – 244 чел – 58,4 %

Нежелание лечиться
– 260 чел / 62,2 %
Повышенная эмоциональность
– 244 чел / 58,4 %
Разные точки зрения на тактику лечения
– 199 чел / 47,6%
Общение с родственниками
– 143 чел / 34,2%
Странные вопросы от пациента
– 146 чел / 34,9 %
Сообщение плохих новостей
– 117 чел / 28 %
Сбор анамнеза
– 48 чел / 11,5 %

Разные точки зрения на тактику лечения – 199 чел – 47,6%
Общение с родственниками – 143 чел – 34,2%

Странные вопросы от пациента – 146 чел – 34,9 %
Сообщение плохих новостей – 117 чел – 28 %
Сбор анамнеза – 48 чел — 11,5 %

Не менее серьезная проблема — повышенная эмоциональность пациента (58,4%).
Самой распространенной причиной конфликтов является нежелание пациента лечиться (62,2%).
Также встречались следующие причины:
— депрессия у пациента;
— эмоциональная лабильность, невоспитанность, хамство;
— конфликт со стороны родителей пациента / несогласие ребенка на проведенеие необходимой процедуры;
— когнитивные нарушения, нарушения сознания;
— недопонимания из-за возрастной деменции;
— необходимость многократного повтора информации.
Также встречались следующие причины:
— депрессия у пациента;
— эмоциональная лабильность, невоспитанность, хамство;
— конфликт со стороны родителей пациента / несогласие ребенка на проведенеие необходимой процедуры;
— когнитивные нарушения, нарушения сознания;
— недопонимания из-за возрастной деменции;
— необходимость многократного повтора информации.
На вопрос о том, как медики решают возникающие конфликтные ситуации, мы получили следующие ответы:
СЛОЖНОСТИ В КОММУНИКАЦИИ
увожу в лес (хаха);
стараюсь объяснять нормально, но иногда могу говорить громко;
решаю конфликты по-разному, в зависимости от ситуации.
А также:
Спокойно слушаю,
разбираюсь
84,2%
Зову заведующего
30,4%
Советуюсь с коллегами
29,7%
Прошу пациента найти другого врача
13,9%
Даю пациенту подписать отказ
19,4%
Самым актуальным вопросом является вопрос выгорания и борьбы с ним — 290 чел — 69,4%.

Также многим хотелось бы узнать, как научиться правильно сообщать плохие новости пациентам — 234 чел — 56% и как правильно обосновывать свою позицию в диалоге — 233 чел — 55,7%.

Некоторым респондентам хочется сформировать безоценочное принятие — 143 чел — 34,2%, а также навык активного слушания — 71 чел — 17%.
Какой навык вам хочется развить/улучшить?
Что наиболее актуально?
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
У медиков в процессе работы возникает много вопросов, связанных прежде всего с выгоранием и эффективной коммуникацией с пациентом, а также с умением сообщать диагноз и разрешать возникающие конфликты.

У большинства респондентов возникают конфликты в процессе коммуникации, и причиной этому чаще всего служат разнообразные недопонимания между ними, а также нежелание лечиться и непонимание со стороны пациента.

Не каждый медик может самостоятельно справиться с конфликтными ситуациями и сложностями, возникающими во время общения с пациентами.
Мы пишем о коммуникации в медицинской сфере максимально просто и доступно, с мемами, примерами, диаграммами. В нашем блоге можно найти статьи от экспертов в области медицины, а также различные тесты, опросы, разборы ситуаций.

Наш проект создан, чтобы менять сферу совместными усилиями!
Решение — миссия нашего проекта!
Читайте другие наши статьи

Как помочь себе, если вы столкнулись с выгоранием? Эта статья от врача-эндокринолога, Анны Абакумовой, которая простым языком открыто делится с нами о непростом периоде в своей жизни, который, несомненно, знаком каждому медику.

Ситуации, когда дети неизлечимо больны и остается вариант только паллиативной помощи, к большому сожалению, не редкость. При этом каждая история и подход индивидуальны. В этой статье мы разбираем, как подготовить родителя к разговору с ребенком о смерти и почему это важно?

Детский хоспис – словосочетание грустное и печальное. Это действительно часто очень тяжело и страшно. Екатерина Белова, врач-педиатр, о работе в детском хосписе и системе паллиативной помощи в России.

Начните свое обучение коммуникациям
с бесплатных материалов
Подписывайтесь на наш блог в Telegram и читайте материалы на сайте.

Начните свое обучение коммуникациям с бесплатных материалов

Подписывайтесь на наш блог в Telegram и читайте материалы на сайте.
Блог о коммуникации в медицинской сфере

Врачи Говорят в Telegram

• всё про коммуникацию с пациентом
• создаём доверительные отношения
• реальные случаи из практики
• профилактика выгорания
Блог о коммуникации в медицинской сфере
Врачи Говорят в Telegram
• всё про коммуникацию с пациентом
• создаём доверительные отношения
• реальные случаи из практики
• профилактика выгорания

ЗАПИШИСЬ НА ДИАГНОСТИКУ ОБЩЕНИЯ

Хотите бесплатную диагностику общения для вас или ваших сотрудников?
Заполняйте заявку и мы свяжемся с вами в удобном формате!
Внесите свои данные в форму ниже ↓
МЕССЕНДЖЕР ДЛЯ СВЯЗИ